Приветствую Вас ГостьПонедельник, 19.02.2018, 05:04


Блог

Главная » 2015 » Декабрь » 17 » Злой спектакль
11:56
Злой спектакль

                                          Неразрешимые вопросы злого спектакля

 

    В декабре тольяттинские зрители смогли посмотреть новый спектакль театра «Дилижанс». Он называется «Злой спектакль… или «… лучше бы было этому человеку не рождаться…»

   Спектакль был создан актером Петром Зубаревым для фестиваля "Премьера одной репетиции». Он основан на шестой главе пьесы "8 из числа 7 или 7 дней с идиотом" российского театрального режиссера, драматурга и сценариста Владимира Клименко, который известен многим ценителям искусства под именем Клим.

   Сам Клим позиционирует свое произведение как "...нечто, не имеющее ничего общего с романом Ф.М. Достоевского "Идиот", но то, о чем, возможно, мог бы рассказать один из его героев ... или случайных наблюдателей этой истории в силу моральных ценностей или литературных законов эпохи, в которой разыгралась эта драма...". Что касается разницы между ним и Достоевским, то, по его же словам, она очевидна, но "если благодаря Богу найдется маленькое местечко в его графоманском тексте, где это будет не совсем очевидно, то автору будет приятно". 

   В Санкт-Петербурге один из критиков сказал, что "Клим в своих текстах соединяет в пространстве великих классических текстов постмодернизм и символизм – чтобы высечь искру и разжечь огонь, который в силах заметить почти не различающий света современный человек».

     Пьеса начинается внезапно. На сцену выходит человек в черном  и  начинает говорить.  О чем? О смысле, о страсти, о болезни, о борьбе с самим собой, о тщете всех устремлений, о понимании некоторых вещей, о том, что до этого понимания порой нужно просто дожить… Персонаж Зубарева не просто дожил до понимания  ненужности жизни, он претворил свое понимание в собственную жизнь, вернее, в смерть.  Густой насыщенный текст обтекает зрителя как плотный туман, из которого невозможно выйти. Все взгляды обращены туда, на сцену, где человек в черном сначала спокойно, потом все громче и истеричнее, говорит свой нескончаемый монолог о смысле жизни, вернее, ее отсутствии.  Никто – утверждает персонаж, наиболее близкий  Ипполиту или подпольному человеку из книги Федора Михайловича Достоевского «Записки из подполья» 1864 года – не может утверждать, что он обрел постоянный смысл жизни, потерять его очень легко. Также никто не может утверждать, что он - не Иуда. Иуда – каждый из нас, причем каждодневно и даже по нескольку раз в день.

    Что ж, моральный ригоризм подобного рода – одно из родовых свойст поздней прозы Достоевского, но Клим  и тут чуть перегибает палку, нагнетает напряжение уже до невероятного. Отсюда эти очень телевизионные, современные пассажи о жене, которая видит мужа с любовником, отсюда эти словечки с жаргоном улицы, отсюда отсылки к герою рассказа Кафки «Превращение». Но, наверное, литература 21 века  и не может быть иной, она более резка, цинична, противоречива, но такова и жизнь вокруг нас, присмотритесь. Чего не отнять у текста Клима в исполнении Петра Зубарева – это резкой меланхоличности, доходящей до подлинной трагедии. Смех смехом, но когда ты останавливаешься и смотришь на себя, на такого, каков ты есть, то  понимаешь - это совсем не смешно. Слишком часто мы слабы и жестоки, а жизнь вокруг нас – глупа и  бессмысленна.

    Вторая часть спектакля понравилась значительно меньше. Она построена на фрагментах Евангелия и посвящена последним дням жизни Христа. Кажется странным, что вся интереснейшая философия персонажа моноспектакля, все его экзистенциальные вопросы  вновь сводятся к известной религиозной истине. Слишком легкий выбор, слишком явное разрешение вопросов, не имеющих ответов.

   Спектакль длится 40 минут и ,безусловно, требует внутренней работы от каждого зрителя. Невозможно не реагировать на то, что говорит персонаж монопьесы, невозможно отдыхать и расслабляться в полутемном зале театра «Дилижанс». Заметно невооруженным глазом, какую громадную работу проделал актер в работе над этим спектаклем.  Тут и скорость произнесения текста (очень высокая), тут и напряжение речи Петра  Зубарева (очень большое), тут и полная самоотдача и хорошая физическая форма.

   Что касается сценических решений  - почти все удачны. Чтобы не отвлекать от главного -  то есть яростного монолога  -  на сцене ничего нет, кроме жестяного блюда с монетами и подвешенной лесенки, символизирующей вертикаль, духовное измерение человеческих поступков. Именно по ней Петр Зубарев и уходит от зрителей, чтобы через секунду броситься вниз.  Потом летят вниз 30 серебряников – цена человеческого предательства. Потом опускается черный занавес, затем  он  чуть приоткрывается. Оттуда  льется  свет и тихая музыка, превращая моноспектакль еще и немного в живопись, ведь сцена очень похожа на работы старых голландских мастеров.

   Что ж, спектакль закончился, а у зрителей осталось желание поговорить, спросить Достоевского, Клима, Зубарева. Да, это очень важно – недосказанность, сомнение, рефлексия по поводу увиденного. Ну и главное, что, наверное, происходит со зрителями, то, ради чего так напряженно и страстно работает актер Петр Зубарев – это ощущение, что текст Клима не про христианских персонажей Нового Завета, а про каждого из нас, ведь мы каждодневно сталкиваемся с вопросом – какова цена предательства и способны ли мы на него?  

 

Сергей Сумин

Категория: Культура Поволжья | Просмотров: 779 | Добавил: sumin | Теги: Театр Дилижанс, Сергей Сумин, Петр Зубарев, театры Тольятти | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Афиша

 Открытая лекция

 Литературный петанк

 Презентация Графита в ПЕнзе

 5-й фестиваль поэзии Поволжья

 Лекция о С.Кржижановском

 Книга Андрея Князева

 Экскурсия на Шелудяк

 Лекция Сергея Сумина

 Презентация "Графита"

 Лекция о жанре антиутопии


Теги

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Ссылки
Литературный сайт Сергея Сумина
Живой Журнал поэзии
Хостинг от uCoz
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0