Приветствую Вас ГостьПонедельник, 19.02.2018, 05:03


Блог

Главная » 2014 » Декабрь » 15 » Рецензия на альманах "Графит" №7
11:20
Рецензия на альманах "Графит" №7

 

Новый выпуск "Графита": от реки Ра до города Че

"Нужно читать книги. Чтобы не отупеть окончательно от просмотра дневных сериалов и вечерних ток-шоу, нужно читать - не бульварно-криминальное чтиво, не скучную классику, а поэтические, прозаические сборники новых и заново открываемых авторов, серьезные альманахи, которые, оказывается, все еще выходят в разных городах". Такие мысли посетили меня после ознакомления с последним, седьмым номером "Графита" - литературного альманаха, который выпускается в Тольятти. Кстати, он не единственный в нашем городе, но имеет свои особенности.

В нем достаточно много авторов, но и рубрик немало - больше десятка. Больше всего меня заинтересовала последняя - "Книга за книгой", в которой я насчитала 12 рецензий четырех авторов. Именно эти, довольно профессиональные отзывы о явлениях настоящей литературы и вызвали мои вышеприведенные мысли. Приятно, что участники "Графита" не возгордились, подобно герою анекдота: "Чукча - не читатель, чукча - писатель!"

Стихи, проза, библиография - все необходимое разнобразие жанров. Все три автора  в рубрике "Поэзия" оказались иногородними - случайность или закономерность? Помнится, редактор Сергей Сумин позиционировал альманах, как издание городов Поволжья. Ну,  понятно, имеется специальная рубрика "Города рядом с Волгой". На этот раз рядом оказался Челябинск. Действительно? По трассе М-5 девятьсот с гаком км. Все относительно, важно то, что летом и по нашему городу ударили автопробегом литературтрегеры из "города Че" Марина Волкова и Виталий Кальпиди. Несколько стихотворений этого автора попали в рубрику "Золотой запас", а пятеро молодых представителей Уральской поэтической школы - в соответствующую специальную рубрику, сопровожденную краткой аннотацией творчества коллег их земляка Яниса Грантса. Произведений этого замечательного поэта в седьмом выпуске, увы, нет.

Еще одна рубрика - "Волжская вольница" - представляет четверых авторов, из которых лишь один - Вячеслав Трошин, живет в Тольятти. Впрочем, Самара и Саратов тоже на Волге, а Юрий Клавдиев живет на два города - Тольятти и Санкт-Петербург.

Хотя зачем разбираться с адресами? Что можно сказать о поэзии, которой не важно место прописки? В общем и целом из всего представленного мне понравился только Кальпиди, но он мне нравится давно. Его я, по крайней мере, понимаю:

Вчера я подумал немного

И к мысли простейшей пришел:

В раю отдыхают от Бога,

Поэтому там хорошо.

Чтож молодые так гнушаются простейших мыслей? Или я действительно мало читаю, аллюзий и ассоциаций современных уже понять не могу? Судите сами:

Проходит, свободен, светел,

Лед, который ручей.
она стоит перед этим - неведомо перед чем. (Екатерина Боярских)

 

Качели скрипят, птицы к звездам летям,

Бетонные тонны жилья,

Плотины молчат, камни в чащах стоят,

Горелые груды тряпья... (Юрий Клавдиев)

 

О чем, собственно, они? Нить смысла угадываю лишь у Виктора Липатова:

О горькое бремя героев с пометкой "ничей".

Кому я здесь нужен с намерениями благими,

Сенека на левом, Гельвеций на правом плече,

во славу скупого добра и друзей во имя?

 

Я не хочу сказать, что графоман, излагающий банальности посредством глагольной рифмы мне родней сомнительной глубины авторов, действительно, будто стоящих "перед этим - неведомо перед чем". Потому что мне кажется - им и правда, самим неведомо... Виталий Кальпиди в интервью, также опубликованном в седьмом номере, на вопрос о том, как научить людей понимать поэтические тексты, говорит:

- Мне кажется, что на сегодняшний момент важнее поэтам научиться понимать людей, не понимающих поэтические тексты...

Добавлю: понимающих НЕ ВСЕ поэтические тексты. И. кстати, во времена Пушкина подобного вопроса никто бы не задал!

Если в поэзии - преобладание путаных темных смыслов и верлибра, то в прозе "Графита" чувствуется преобладание фэнтези. Шаманы, демоны, неидентифицируемые координаты времени и пространства. Впрочем, понравился рассказ Дмитрия Перегудова "Рекламная пауза" - миниатюрная антиутопия, в которой автор искуссно оживил метафору "агрессивная реклама". Сергей Пиденко - известный тольятинский автор, единственный представил прозу, которую можно назвать добротной и реалистичной. Хотя это своебразная исповедь от лица женщины, причем вполне психологически достоверная.

Изюминкой номера я бы назвала рубрику "Мир-Отечество", где автор, самарец Георгий Квантришвили проводит настоящее исследование библиографической редкости - машинописи венка сонетов, посвященных нашему краю. Сами стихи, написанные еще в 20-е годы так и остающимся безвестным пока Александром Коненко, слишком цветисты и пафосны. Впрочем, на мой вгляд, с сонетами у всех так - кроме Шекспира - случалось. И не мне судить автора, жившего столетие назад.  Венок, или 15 четырнадцатистрочий, закольцованных в определенном порядке, называется "Ра", такое имя носила Волга в древности. Квантришвили даже рекомендует материал для местного гимна:

Мы посетим зеленые дубравы,

Свидетелей дерзания и славы -

Угрюмые овраги Жигулей.

И на клинках сверкающих мечей

Сольются руки в клятве величавой

На кладбище героев и вождей.

Может быть, слишком старомодно. Зато хороший контраст создает это произведение публикациям молодых. И в целом седьмой выпуск "Графита" получился познавательным, разноплановым и призывающим искать источники вдохновения в написанном до нас и где-то рядом с нами... 

                                       Надежда Бикулова

                                           Опубликовано в газете "Вольный город"

Категория: Культура Поволжья | Просмотров: 818 | Добавил: sumin | Теги: Н.Бикулова, Вольный город, альманах Графит, поэзия Поволжья | Рейтинг: 5.0/2

Похожие материалы
Всего комментариев: 4
avatar
0
1
Ну, ладно...Неплохо!!
avatar
2
Вполне хороший журналистский обзор, когда нужно сказать обо всем в небольшом количестве строк. "Графит" не очень удобный объект для анализа человеку с подходом "Вот стихи, а все понятно, все на русском языке". Адресоваться к Кальпиди, как поэту с понятными стихами - немножко лукавство, все-таки у Виталия Олеговича много стихов далеко не столь прозрачных, как приведенное Надеждой богоборческое четверостишие.
        Но - "каждый слышит, как он дышит" - это ведь не только про пишущих, но и про читающих. Для создателей и авторов "Графита" - это прекрасная возможность узнать, как нас видят со стороны.
        Немного удивили претензии к географической ориентации альманаха. Журнал - не городская газета, стремление редактора литературного издания избежать топологической привязки, скорее, стоило бы приветствовать. А если попарно соединить линиями города наиболее удаленных авторов, где пересекутся эти линии, как бы вы думали?
avatar
3
А мне самому - только поблагодарить Надежду Бикулову за добрые слова в мой адрес и хорошую оценку значимой для меня повести.
avatar
0
4
Да, статья служит хорошему делу - автор пытается всерьез читать альманах... Некоторые вещи спорные, однако, в целом - очень вдумчиво и внимательно написано!!
avatar
Афиша

 Открытая лекция

 Литературный петанк

 Презентация Графита в ПЕнзе

 5-й фестиваль поэзии Поволжья

 Лекция о С.Кржижановском

 Книга Андрея Князева

 Экскурсия на Шелудяк

 Лекция Сергея Сумина

 Презентация "Графита"

 Лекция о жанре антиутопии


Теги

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Ссылки
Литературный сайт Сергея Сумина
Живой Журнал поэзии
Хостинг от uCoz
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0