Приветствую Вас ГостьСреда, 21.02.2018, 10:11


Блог

Главная » 2012 » Февраль » 24 » Настроение любить?
17:40
Настроение любить?
                               Настроение любить?
                         

                                            *****
    Я посмотрел последние два фильма Вонга Кар Вая в разное время: в начале 2001 года – «Любовное настроение», а в конце 2006 года – «2046»; от первого я был в восторге, второй мне в целом не понравился. Тем не менее, это дилогия и писать нужно сразу о двух фильмах. Попробую.   Мастер Вонг, конечно, один из лучших современных режиссеров. Он один из тех(наряду с Китано, Ким Ки Дуком и Миике), кто перевернул привычные представления о том, что настоящее кино делается в Америке или, в крайнем случае, в Европе. Его называет среди своих любимых авторов Квентин Тарантино, у него собирается сняться Николь Кидман. Все это, однако, прямого отношения к  режиссеру не имеет – он просто приобрел международный статус, и все. Так было не всегда. До того, как в 2000 году  на экраны вышел фильм «Любовное настроение», сделавший его знаменитым, Кар Вай снял восемь фильмов. Не все равноценно. Но почти все интересно, глубоко, нестандартно.
                                              *****                                           
          Фильм «Любовное   настроение» критики оценили очень высоко и сразу же записали  Вонга Кар Вая в гении современного кинематографа.   О том фильме мастер из Гонконга говорил: « Нам всем необходимо место, куда можно было бы запрятать и хранить воспоминания, мысли, желания, надежды и мечты. Все это - часть нашей жизни, только нереализованная и не понадобившаяся, но которую страшно позабыть. Для кого-то это место реальное, для кого-то - умозрительное, для иных ни то, ни другое.».  Когда читаешь эти слова, то вспоминается один из лучших эпизодов фильма. Главный герой картины, писатель, не сумевший сохранить свою любовь, стоит один посреди удивительного древнего храма и  рассказывает свою печальную историю каменному дуплу в стене. Потом он тщательно заделывает его мхом – об этом никто не должен знать.  Нежная и чистая картина, сходная чем-то с замечательной музыкой, явившейся лейтмотивом «Любовного настроения». В общем, удивительная работа на стыке тысячелетий, полновесный шедевр.     
                                                *****                                                                                                                                                                                      
      Заглавную музыкальную тему картины написал японец Шигеру Умебаяши, наполнивший воздух тонкими и прозрачными тканями движения, где изменение звука или тональности ведет к изменению пространственной атмосферы. Музыка фильма действительно волшебна. Да и не только она. Вся атмосфера картины идеально передает тончайшие оттенки переживания главных героев картины.  Кар Вай: «Выполнить задачу было трудно. Позабыть пережитое также нелегко, как расстаться с драгоценными воспоминаниями".      
                                               *****
              «С любовью надо угадать вовремя»,  —  именно так звучит одна из фраз картины «2046». Хочется спросить – зачем? Что за современная идея о необходимости счастья. То, что Кар Вай понимал в «Любовном  настроении»,  а именно, что любовь ни угадать, ни остановить, ни предвосхитить нельзя, режиссер благополучно забыл через четыре года.  Фильм долго вынашивался, отрывисто снимался и стремительно монтировался: нужно было успеть к началу Каннского фестиваля. Похоже, в данном случае оправдалась теория о том, что любая затяжка или отсрочка в кинопроизводстве может быть смерти подобна, так как интерес режиссера к фильму зачастую может пропасть еще до начала съемок.  Не скажу, что  режиссер поторопился, но что-то мешает воспринимать картину как единое художественное целое.                      
                                                     *****                                                                                                                        
     Кар Вай начал делать дорогостоящее кино, может быть, и не отвечающее его личным пристрастиям. Если раньше он довольствовался бедными комнатушками, двумя-тремя героями и большим количеством сигаретного дыма, создававшего нужную атмосферу, то теперь в богатстве красок его нового фильма, в виртуальных картинках, в образцовых мизансценах и позах, словно скопированных с классических полотен, так и не проявились живые чувства, которые бы могли волновать. Можно даже сказать больше – то, что в первом фильме находилось в состоянии предвкушения, ожидания, легкой влюбленности, во втором огрубляется до животности и подделки. Честно сказать, писатель, которого играет  Тони Люн, не вызывает в этом фильме не только симпатии, но и простого уважения. Сочинение новомодных порнотворений, безразличие к реальным людям, жизнь внутри созданных  персонажей, какая-то  расчетливость и холодная улыбка – набор, прямо скажем, не светлый.

                                                      *****

 
    Нравится  это кому-либо или нет, но нравственная категория в искусстве все-таки существует. Пусть напрямую к эстетике она и не применима. Есть нечто на космическом,  внутреннем уровне в душе  художника, чистота или некая невинность, только благодаря которой можно творить гениальное. Гений и злодейство – действительно две вещи несовместные.
                   
                                                       *****

    Как будто испугавшись чистоты и искренности первой картины,  Кар Вэй решил восполнить этот недостаток…  Удалась ли Вонгу Кар-Ваю идея расширить и углубить историю «Любовного настроения»? Увы, тут, наверное, во многом зрителя ждёт разочарование. Удалось ли возвести своё творчество на новую ступень? Возможно, если речь идёт о ещё большем символизме, запутанности, бесконечном автоцитировании. Зажил ли старый герой новой жизнью? Как сказать, разве что ещё более циничной, беспросветной и потребительской. Лучше уж для таких вещей использовать дупло, ей-богу.


                                                                                                                         Январь 2007г.  Сергей Сумин.
Категория: Мир кино | Просмотров: 1279 | Добавил: graffitt | Теги: режиссеры мира, Сумин Сергей, Кар Вай | Рейтинг: 4.8/5

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Афиша

 Открытая лекция

 Литературный петанк

 Презентация Графита в ПЕнзе

 5-й фестиваль поэзии Поволжья

 Лекция о С.Кржижановском

 Книга Андрея Князева

 Экскурсия на Шелудяк

 Лекция Сергея Сумина

 Презентация "Графита"

 Лекция о жанре антиутопии


Теги

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Ссылки
Литературный сайт Сергея Сумина
Живой Журнал поэзии
Хостинг от uCoz
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0