Приветствую Вас ГостьСреда, 21.02.2018, 10:33


Блог

Главная » 2015 » Август » 9 » Архитектура модерна в Поволжье.
08:40
Архитектура модерна в Поволжье.

 

С Е Р Г Е Й    С У М И Н

 

Архитектура модерна в Поволжье.

 

 

Модерн вошел в мою жизнь давно. В детстве я имел довольно стойкий интерес к архитектуре, вырезал картинки понравившихся мне зданий, а затем, уже в юности, путешествуя по городам Поволжья: Самара, Казань, Ульяновск(Симбирск), Сызрань, Саратов, Чапаевск – выделял здания, которые мне были симпатичны. Где-то лет в 20 я уже точно знал, что самые красивые здания в этих городах построены в очень короткий промежуток времени, а именно с 1898 года по 1918 год.

 Особняк Курлиной в Самаре, дом купца Стерлядкина(ныне Здание Дворца Бракосочетания) в Сызрани, Неорусский теремок в Ульяновске, Национальный банк в Нижнем, Церковь Сергия Радонежского в Чапаевске имели в себе нечто общее, но мне трудно было определить что. Трудно и сейчас, однако, есть желание порассуждать на эту тему.Чем был модерн в истории русского искусства?

На мой взгляд, модерн – последний, лебединый крик индивидуума, гимн человеческой свободе, красоте и способности к творчеству. Модерн, возможно, был утопичен, но эта утопия мне наиболее симпатична – художники модерна хотели облагородить мир красотой Каждый дом – уникален. Никакой типизации – балконы, окна, решетки, двери – все по особым рисункам архитекторов, без оглядки на цену и наличие материалов.

Уже примерно к 1924-26 году конструктивисты получат карт-бланш на совершенно противоположные вещи в идеологическом и художественном плане. Главным стало  единство проживания – вымученный коллективизм: длинные многоквартирные коридоры, прямоугольники окон,  общие кухни и мизерные балконы – все было прямой оппозицией предшествующему стилю.

Но вернемся к модерну. Понятно, что модернизм в начале 20 века проявлял себя не только в архитектуре, но и в музыке, поэзии, живописи, театре. Тем не менее, именно архитектурные идеи модернистов интересуют меня более всего. Почему? Мне кажется, что Дом – как в мифологии символизма, так и в общеславянской истории играет центральную роль, а именно в таких домах, и должны, по-моему, жить творцы – художники, поэты, архитекторы. Каждодневное столкновение с красотой, изогнутой линией, лепниной, асимметрией всегда способствовало возникновению идей, вдохновению, творчеству. Уже в романе Гюисманса «Наоборот» 1884 года родовитый дворянин удаляется за город – доживать свою жизнь в здании, собственноручно спроектированном, им самим тщательно подобранной мебелью, цветом комнат и диким садом.  Нечто подобное делали и архитекторы-модернисты, чтобы привлечь внимание к своим идеям. В начале они строили собственные особняки, чтобы привлечь заказчиков к новой архитектуре. Собственный дом архитектора Зеленко в Самаре, Дом с горгульями Владислава Городецкого Киеве, особняк Кекушева в Москве и т.д. – первые здания модерна в этих городах. Модернисты делали свои дома своеобразными манифестами. Уже через пару лет наиболее переимчивые к новым веяниям купцы и дворяне заказывали и для себя особняки, магазины и банки в стиле модерн.

Нужно сказать, что русские купцы-меценаты в конце 19 века, люди, скупавшие Матисса и Гогена, дававшие деньги архитекторам Шехтелю, Лидвалю и Щербачеву, также не видели в деньгах абсолютной самоцели. Они все чувствовали притягательность надмирных, неземных ценностей, их превосходство над обыденными задачами людей. Отчасти это было наследием 900 летней истории христианства, но также и свойственной русской душе способности не отождествляться с реальностью, устремляясь за пределы земного бытия. Двойственность  человеч души, о которой так много писал Федор Михайлович, выразилось в итоге в странном поведении этих дворян и купцов накануне революции – ведь они по сути спонсировали деньгами тех, кто смел их в лица земли в 1917 году.

Без соревновательности, конечно, не обошлось. Богатые купцы Саратова, Симбирска, Сызрани, Перми или Самары соревновались в роскоши и необычности своих домов. Известно, что цена особняков в в стиле модерн была в 2-3 раза дороже обычных построек, но затраты никого не смущали, слава богу, подарив человечеству немыслимое разнообразие построек. Выразительность новой архитектуры обусловливалась талантом мастеров-архитекторов и возможностями, которые предоставляли богатая новая буржуазия.. Лучшие архитекторы модерна оставались всегда истинно свободными творцами, не позволявшими вторгаться в их  творческий проект богачам-заказчикам. Есть основаня полагать, что, не смотря многочисленные заказы на строения модерна, частненько купцы заказчики внутренне не понимали того, в чем жили. Попросту доверяя вкусу творцов – что было, безусловно, правильно.

 

Появление модерна как стиля мышления некоторые ученые выводят из утопий конца 19 века – марксизм, циолковщина, утопизм Федорова, прирафаэлитов, Ницше и т.д. Что ж, может быть, однако не есть ли такая утопия самой прекрасной из предшественников.  Понятно ведь, что главное слово в эстетике модерна – красота, изящество. А разве это так странно, что модернисты вслед за романтиками провозгласили верховную власть искусства и изящества?  Мгновенность бытия модерна, эти 20 лет его существования - это по сути, культ красоты, вторгающейся во все сферы жизни – в дом, магазин, дворец культуры, церковь, вокзал, рынок, скотобойня, стадион,  в дизайне помещений – подсвечники, тумбы, кресла, этажерки, дверные ручки, балконы, двери, окна.

Я так понимаю. Что об этом говорили ученые – красота вторгается везде. Но если это и утопия, то культ индивидуальности, редкости, стиля, эстетики, хорошего вкуса – что в этом плохого? Такого разнообразия зданий с неповторимыми контурами, собственным лицом больше нигде не было .

Определенным истоком идей модерна служит фраза из романа Достоевского: «Красота спасет мир». Именно на этом и настаивал модерн – переустроить мир на основаниях красоты, внести эстетику во все сферы жизни. Художники модерна противостояли косности, эклектике и классицизму в искусстве – их творения абсолютно неповторимы, индивидуальны.

Русский модерн, как и искусство символизма поэзии Бальмонта и Брюсова  предугадывали тайну мира в красоте божьего мира, в природе, в видимых нам формах деревьев, гор и рек. Их неоромантический пафос питался отвращением к наступившей в России эпохи власти денег, буржуазности и практичности. Ранний модерн  прославлял асимметрию и обтекаемые формы в противовес строгости и тяжеловесности классицизма, ампира и других рационалистических предшественников.

Конструктивизм и сталинская классика и ампир убрали индивидуальное жилье, деталь, лепнину, изогнутую линию как ненужность, излишество, но именно это и создавало всегда искусство – излишность, перебор, декоративность, изящество…

Если говорить об определяющих чертах модерна, то ими для меня являются – асимметричность и плавная непрямая линия. Асимметричность была вызовом привычным представлениям классицизма, была проявлением абсолютной свободы архитектора модерна, его радикальное отношение к планировке и расположению составляющих особняка.

 

Самара – сама по себе загадка. Вся ее 450-летняя история – сплошные сюрпризы и скачки истории, времени. Тем не менее, при всей загадочности многих построек Самары, здания в силе модерн – особая загадка.

Старая Самара – место невиданной роскоши, изобилия разнообразных строений, место душевного отдыха. Здесь действитльно хорошо гулять, сидеть на скамейках , заходит в здания и кафешки. Самарский модерн -  явление дейсьтвительно уникальное, создание прихотливой фаантазии блестящих талантливых архитекторов, воплощенных руками обычных поволжскими рабочими в несколько кварталов поистине царственной красоты.

 

Связывать напрямую экономичесий подъем города, а именно богатство купцов и различных промышленников я бы не стал – общая энергия времени, его спонтанность, мне кажется, отрицает выведение эстетики из экономики, просто многое совпадало, став таким коротким(20-30 лет) , но таким блестящим серебряным веком русского искусства. Если посмотреть на самые известные особняки Самары, то там действительно преобладают дома купцов. Дом Каргиной, Особняк Сурошникова, дачи Аннаева и Дача со слонвми Головкина.   Трудно назвать самый первое в Самаре строение в стиле модерн.. Ясно лишь, что произошло это на руеже веков в 1898-99-1900гг. Уже к 1905-07 году модерн становится общим поветрием и во всей самарской области, появляются такие строения, как дом купца Дудкина в Ставрополе, особняк купца Стерлядкина в Сызрани, церковь С.Радонежского в Иващенкове, церковь по проекту Шехтеля в в Балакове.

Разнородность, многонациональность населения Самары сказалась и на стилистическом разнообрации модерна . Здесь можно обнаружить и северный модерн, и неорусский, и мавританский, и неоготику, и неоклассицизм. В связи с этим исследователь модерна Д. В. Сарабьянов писал о многообразии модерна: «Вся эта пестрота не должна нас смущать. Надо иметь в виду, что практически речь идет о едином стиле, который получил различные имена». Самим творцам-архитекторам  и чутким современникам модерна стилистическая разница между основными версиями нового архитектурного стиля не мешала видеть черты сходства, совершенно очевидного. Существовали  просто различия  в национальных и творческих интерпретациях. Обращение к предшествующим стилям архитектуры было не цитированием, а игрой, свободными ассоциациями.

Вначале мне казалось поразительным такое разнообразие диковинных растений и животных на фасадах модернистских построек!  Слоны и бабочки на особняке Нуйчева, загадочные цветы на доме Курлиной, удивительный каменный куст на верху особняка Новокрещеновой – только в Самаре. А ведь еще был лев на доме Кекушева, царство рыб и птиц в особняке Рябушинского, сказочно-берендеевское царство дачи Пфееффера Зеленко – только в Москве.  Кувшинки, чертополох, полынь, тигры, львы и слоны, орлы и соколы – в общем вся земная флора и фауна. Но позже я вспомнил о том глубоком интересе к организмам, который можно заметить у художников серебряного века: у Городецкого, Шехтеля, Мандельштама, ,  Мандельштам о священной физиологии. Интерес к организму, дикой природе. Весьма знаменательно, что на рубеже веков огромное распространение приобрели альбомы Геккеля «Красота в природе» , в которых, пожалуй, впервые перед широкой публикой предстали тысячи видов животных и растений от одноклеточных организмов до млекопитающих, изумившие всех разнообразием, красотой и изяществом форм.

Во внутреннюю обстановку жилищ купцов и дворян, а потом и всех остальных они внесли мир земной и подземный. Были у стиля и свои противники, довольно многочисленные. «Эта мебель, с характером обработки, присущей металлу или минералу <...>, чем дереву, вычурная; в прямых линиях изломанная, а в кривых заставляющая вспоминать о костях животных; эта утварь в большинстве непрактичная, которая непременно обращает нашу мысль к обиходу первобытного человека; эти безделушки вплоть до украшений из спинных и шейных позвонков, из черепов жаб, дождевых червей, улиток, жуков, бабочек; эти материалы, рисунки которых почерпнуты воспаленным воображением из мира низших организмов и микроорганизмов, начиная с грибов, папоротников, корней растений, вечно закрытых землей, и богатств подводного царства, вплоть до стилизации туберкулезных палочек, экскрементов... разве это не свидетельство падения человеческого духа и разложения плоти!» — страстно восклицал известный журналист Михайлов.

С достаточной точностью период бытования модерна в России может быть ограничен примерно двадцатью годами. Хотя для разных городов и районов страны верхняя и нижняя временные границы стиля колеблются, его время в целом – это 1898-1918 годы. В Москве, например, этапы стилистического развития модерна выглядят так: 1898—1902 — зарождение; 1903-1907 — наибольшее распространение; 1908-1912. Но помимо Москвы и Питера расцвет русского искусства модерна произошел в Самаре, Саратове Перми, Симбирске… А были еще Нижний Новгород, Харьков, Казань, Сызрань...

2011гг.

 

 

 

 

 

Категория: Культура Поволжья | Просмотров: 1291 | Добавил: sumin | Теги: Сергей Сумин, статья о модерне, Архитектура модерна | Рейтинг: 5.0/3

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Афиша

 Открытая лекция

 Литературный петанк

 Презентация Графита в ПЕнзе

 5-й фестиваль поэзии Поволжья

 Лекция о С.Кржижановском

 Книга Андрея Князева

 Экскурсия на Шелудяк

 Лекция Сергея Сумина

 Презентация "Графита"

 Лекция о жанре антиутопии


Теги

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Ссылки
Литературный сайт Сергея Сумина
Живой Журнал поэзии
Хостинг от uCoz
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0